Общие итоги мастер-классов проекта «Квест: Интернет безопасный»

В марте и апреле 2019 г. АНО «Балтийский центр социальных инноваций» проведено 7 мастер-классов «Правда и мифы о безопасном Интернете» для учеников 6-9 классов. Суммарно, в них приняли участие 156 человек. Каждый мастер-класс длился 2 академических часа.

Эти занятия являются частью социального проекта «Квест: Интернет безопасный». Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Цель проекта — формирование знаний и навыков безопасного поведения в Интернете и осознанного их применения у детей среднего школьного возраста (5–9 классы).

Ведущие мастер-классов – руководитель проекта Мария Соловьева и координатор проекта Олеся Лавриненко.

Базы проведения занятий:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 имени Дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта А. А. Леонова» (г. Калининград, ул. Бассейная, 40) – 7 и 9 классы.

МАОУ «Лицей №17» г. Калининграда (г. Калининград, ул. Серпуховская, 28) – 6 класс.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Калининграда, Ассоциированной школе ASP UNESCO (г. Калининград, ул. Войнич, 1) – 8 класс.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Калининграда (г. Калининград, ул. Свердлова, 27) – 7 класс.

МАОУ «Лицей №49 г. Калининграда» (г. Калининград, ул. Кирова, 28) – 6 класс.

МАОУ Гимназия «Вектор» г. Зеленоградска (г. Зеленоградск, ул. Тургенева, 5Б) – 6 класс.

На этих занятиях ребята слушали презентацию на тему правил безопасного поведения в Интернете. Поскольку важных аспектов этой темы множество, для презентации было выбрано несколько из них: как не стать жертвой кибербуллинга и мошенничества, как распознавать ложную информацию в Интернете. Более широкий спектр тем, актуальных для подростков, предлагался в качестве идей для создания настольной обучающей игры, в том числе: «Береги честь смолоду» (цифровая репутация), «Такой замечательный Я» (защита персональных данных), «Кража личных данных» (как не стать жертвой фишинга), «Кривые зеркала» Интернета» (распознавание искаженной информации, фэйков), «День в социальной сети», «Друзья» в Интернете – это не друзья в реальности» (как не стать жертвой груминга), «Уйти от преследования» (решение проблемы интернет-агрессии), «Кодекс уважающего себя геймера» (правила поведения в онлайн-играх), «Скупой платит дважды» (безопасные интернет-покупки).

В помощь проведению занятий были подготовлены раздаточные материалы: список телефонов линий помощи для детей, гарантирующих квалифицированную психологическую и иную поддержку обратившимся к ним ребятам, и государственных служб, куда можно обратиться, если стал жертвой буллинга или мошенничества в Интернете; схема создания первого прототипа настольной игры; правила безопасного поведения в Интернете, сгруппированные по темам для настольных игр.

Беседы и обсуждения во время презентации и создания прототипов настольных игр показали, что дети осведомлены о необходимости соблюдать правила безопасности в Интернете, но не всегда их придерживаются. Подростки приводили следующие примеры угроз и рисков в Интернете, с которыми сталкивались они либо их друзья, знакомые: занесение вирусов в компьютер через фишинговые ссылки, кража денег со счета мобильного телефона из-за фишинговой ссылки, всплывающие окна, пиратские файлы с клиентами видеоигр, поддельные сайты, требующие ввода логинов и паролей, фейковые аккаунты знаменитостей, незнание и нарушение правил соцсетей и онлайн-игр, нарушения правил соцсетей и онлайн-игр, фейки, вирусы, буллинг в различных формах. Ученики сталкивались с фишинговыми ссылками, проявлениями кибербуллинга, разнообразными фейковыми ресурсами (неаутентичные фото, поддельные аккаунты знаменитостей, ложные ссылки и др.), «пиратскими» ресурсами, секстингом.