Настольная игра, привычный помощник организации досуга детей и взрослых, находит эффективное применение и в инструментарии познавательного процесса. В этом случае ее можно рассматривать как игру обучающую, дидактическую. Дидактические игры достаточно давно стали предметом рассмотрения педагогики и психологии детства, хотя потенциал обучающих настольных игр далеко не раскрыт.

Дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей. Ее характерные особенности: познавательное содержание объединяется с игровой формой; присутствуют игровые правила и игровые действия; определены дидактические задачи.

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т.п.
Этими определениями можно руководствоваться при изготовлении собственной обучающей настольной игры.
Давайте вспомним, как в детстве многие из нас делали копии популярных настольных игр, например «Монополии», рисовали для них игровые поля, добавляли аксессуары — кубики, фишки, «банкноты». Нередко мы старались улучшить игру, дополнить содержание, изменить порядок ходов, иначе построить игровое поле. И не всегда мы осознавали, что «Монополия» считается обучающей настольной игрой, прививающей базовые экономические знания, а мы сами, улучшая игру, ее структуру и стратегию, развиваем свои умственные и творческие способности. Как сделать такое развитие более эффективным? Достичь подобной цели в детско-подростковых группах позволяет руководство наставников — педагогов, библиотекарей, вожатых.

Дополнительным преимуществом технологии создания обучающих настольных игр является ее малозатратность, и следовательно, доступность для применения практически в любых работающих с детьми учреждениях или организациях. Вам понадобятся лишь писчая бумага и ручка, небольшой набор для детского творчества — ватман, краски и кисти, карандаши, маркеры, и общедоступная, школьная либо домашняя библиотека. При желании, но не в обязательном порядке, дети могут пользоваться ресурсами Интернета, распечатывать на принтере карточки, фрагменты игрового поля, книгу правил.

Единой простой формулы для создания безупречных игр не существует. Каждая игра особенная, как и путь к ее воплощению. Наша задача — не столько изготовить замечательную игру, сколько сделать этот путь как можно более познавательным для ребенка и достичь поставленных дидактических целей. Основные процессы создания настольной игры включают: разработку прототипа, тестирование, критику, пересмотр, балансировку и «полировку». Это, в большей степени, действительно процессы, а не этапы, поскольку переплетаются друг с другом и многократно, порою десятки раз, циклично повторяются при разработке «настоящей» настольной игры.

На количество циклов в курируемой вами группе повлияют возраст детей, их (и ваши тоже) способности к аналитике, критике и самокритике. С дошкольниками вы вряд ли продвинетесь дальше создания второго прототипа, все остальные процессы будут представлены в редуцированной форме, и большую часть работы выполните вы, педагоги; и совсем иначе может обстоять ситуация в группе старшеклассников или студентов. Результат восхитит в любом случае, но реализация дидактических целей будет зависеть от тщательности выполнения ребятами заданий, глубины рефлексии и социальных интеракций.


Вопросы для обсуждения

Познакомив ребят с темой предстоящего цикла занятий, обсудите с ними эти вопросы:
Какие настольные игры они знают В какие компьютерные игры они играют Какие из них кажутся им наиболее интересными, полезными Что именно нравилось им в них больше всего Какие из этих игр можно считать обучающими Почему


 Содержание