Настольная игра должна иметь четкие и понятные правила, и достичь этого не так легко. Что поможет написать их? Первое, учитесь на примерах. Немало настольных игр имеют непонятные, сбивающие с толку правила. Не повторяйте их ошибок.
Второе, тестируйте ваши правила. Не пишите их в последнюю минуту. Как можно раньше сделайте эскиз и тестируйте вместе с игрой. Просите тестирующих оценить впечатление о вашей игре на основе письменной версии правил, а не устного рассказа. Понаблюдайте за проблемами, возникающими перед ними при чтении правил. Третье, следуйте руководству по созданию правил игры. Используйте его как отправную точку. Если вы поймете, что тестирующие нуждаются в чем-то большем или чем-то ином, реагируйте на обратную связь и улучшайте правила с тем же тщанием, что и саму игру.


5.1 Руководство по созданию правил
5.2 Рекомендации по стилю


5.1 Руководство по созданию правил

I. Начните с короткого введения, описывающего игру. Пример из игры «Каркассон»:
«Каркассон — название старинной крепости, расположенной на юге Франции. Это величественное каменное сооружение прославилось во времена Альбигойских войн (1209–1229 годы), когда замок Каркассон стал оплотом восставшего народа и выдерживал многомесячные осады рыцарского войска… Игроки в „Каркассоне“ составляют карту средневекового княжества из квадратов с нарисованными на них дорогами, городами, полями и монастырями. На эти дороги, города, поля и монастыри помещаются фишки игроков; впоследствии эти фишки приносят игрокам победные очки. Несмотря на то, что в ходе игры один из игроков может сильно вырваться вперед, победа присуждается только по результатам окончательного подсчета очков».

II. Включите раздел «Состав/комплект игры». Это должен быть не просто список. Хорошо бы добавить в него изображения и обозначения элементов, чтобы игрокам было проще идентифицировать их.

III. Четко определите цель игры. Даже если вы упомянули о цели во введении, всегда отводите ей отдельный пункт в книге правил, в котором игроки ясно увидят, чего они должны достичь для победы.

IV. Объясните, как начать игру. Подумайте, что конкретно следует сделать с игровым полем и аксессуарами, прежде чем первый игрок совершит первый ход: приготовить кубики, раздать фишки и стартовые игровые деньги, разложить карточки в стопки. Предложите набор инструкций с иллюстрациями, демонстрирующими, как правильно выглядят поле и аксессуары на старте игры.

V. Помогите игроку пройти первый раунд или два. Этот шаг может и не понадобиться, если игра относительно проста. Но при наличии сложных ходов, с различными действиями и фазами, такой раздел полезен в качестве стартового руководства.

VI. Объясните все правила игры. Некоторые игры усложняются по мере развития событий, подразумевая, что не все правила нужны в первых раундах. Создайте раздел, где приведены все правила для каждого участника (и для игры, если в ней есть действия, не зависящие от игроков). В нем вы частично повторите сказанное ранее в других разделах, но в этом случае избыточность лучше «потери» правил.

VII. Расположите правила в том порядке, в каком они понадобятся игроку. Иначе говоря, в порядке возникновения ситуаций, с которыми игроку придется иметь дело. Как можно лучше скомплектуйте логические разделы: правила для активного игрока, правила для неактивного игрока (например, когда кто-то желает контролировать действия других, но не участвовать в состязании), правила игры и т.д.


5.2 Рекомендации по стилю

Составляйте короткие предложения в активном залоге и повелительном наклонении.
Верно: «Поместите вашу фишку в шестиугольник».
Неверно: «Фишка помещается игроком в шестиугольник».

Обращайте внимание на женский и мужской род существительных и местоимений. Не все ваши игроки будут мужчинами.
Верно: «В ее ход, он или она…» или «В их ход, игрок…». Грамматически, это нонсенс, но с точки зрения политкорректности — теперь уже, скорее, норма.
Неверно: «В его ход, он…».

Используйте нумерованные списки, когда последовательность элементов важна, к примеру, описывая процесс или серию действий. 
1. Во-первых, вам следует выполнить этот шаг.
2. Затем вам следует сделать такой шаг.
3. Наконец, выполните этот шаг.

Используйте маркированные списки, когда точный порядок действий неважен.
⦁ Поместите ваш маркер в шестиугольник.
⦁ Все игроки должны произнести «Где я?» в свой ход.

Подчеркните или другим способом выделите любые исключения из общих правил: «Вы можете купить дом только в ваш ход. Если это не вторник».

Определитесь с терминами и придерживайтесь заданных определений постоянно. «Ход» и «раунд» часто используются в правилах как взаимозаменяемые термины, и это создает сумятицу. Четко решите, что вы подразумеваете под «ходом» и «раундом», и не смешивайте их при формулировке правил. «Ход» обычно означает «активную фазу» конкретного игрока. «Раунд» означает «каждый игрок сделал свой ход».

Будьте осторожны, когда упоминаете «деталь».
Настольные игры часто содержат многочисленные типы деталей: фигурки игроков, фишки для ресурсов, жетоны, кубики. Многие включают по несколько видов карточек, и тогда слова «карта» и «карточка» могут быть также неясны. Присвойте обозначения различным видам карт, карточек и деталей, желательно с поясняющими изображениями в книге правил, и применяйте эти обозначения.


 Часть 4. Тестирование и улучшение прототипа настольной игры      Часть 6. Создание гармоничной игры