Первый прототип настольной игры — это самое начало, и ваши ученики или воспитанники переполнены нереализованными творческими идеями. Подведите их к мысли о необходимости критической оценки своих творений. Пора внимательно взглянуть на первый прототип и затем, аналогичным образом, на последующие, осознать не только их достоинства, но и недостатки посредством процедуры тестирования.

Данный процесс в создании настольной игры, как и дальнейшие — балансировка, улучшение «юзабилити» и полировка, доступны детям начиная со среднего школьного возраста. Если ваши ученики или воспитанники младше, просто придите с готовой игрой в гости к другой группе или классу.

4.1 Самотестирование
4.2 Внешнее тестирование


4.1 Самотестирование

Вот несколько советов авторам. По мере самотестирования делайте обширные заметки по каждому пункту.

1. Поиграйте в вашу игру и рассмотрите ее объективно. Что работает хорошо? А что нет? Легко ли играть? Или сложно? Какие проблемы вы обнаружили? Как они влияют на игру? Что есть интересного в этой игре (если вообще есть)? Можете ли вы понять, почему вещи, которые вас беспокоят, собственно вас беспокоят? Возможно ли все время одерживать победу тому игроку, который будет использовать особую стратегию игры? Постарайтесь выстроить проблемы в порядке приоритета и решать одну за одной последовательно.

2. Что именно вы хотели бы изменить? Собираетесь увеличить влияние шанса или же повысить значимость стратегии? Какой опыт получит игрок в связи с этим изменением, чему он научится, какие возможности приобретет, что потеряет? Определите и запишите цель будущего изменения четко и понятно.

3. По каждой проблеме, которую вы захотите устранить, задайте себе вопросы: можно ли ее исправить, удалив правило? изменив правило? создав новое правило? Введение нового правила используйте только в крайнем случае — чем их больше, тем сложнее становится игра. Большинство проблем устраняется изменением или удалением. Проверьте, нет ли лазеек в правилах, способных подарить игрокам несправедливые преимущества.

4. Приступайте к созданию нового прототипа игры. Добавьте вначале одно изменение (а не все сразу) и протестируйте его. Это лучший способ понять, как ваше новое правило или механика повлияли на игру. Сыграйте в обновленную версию и подумайте, приблизила ли она вас к цели, которую вы желали достичь (см. п. 2), и стала ли игра интереснее.

5. Меняйте количество «игроков», чтобы понять допустимое минимальное и максимальное количество человек для игры.

6. Проводите эксперименты c механикой или различными механиками и не огорчайтесь, если ваша идея провалится. Художественное оформление доводите до совершенства только после того, как механика будет полностью продумана и игра несколько раз протестирована. В прототипах изображения могут быть предельно схематичными, что позволит быстрее внедрять улучшения в механику.

В какой-то момент вам надо будет остановиться и закончить с улучшениями. Но к этому моменту игра должна быть играбельной, интересной и познавательной.

После того как завершите тестирование игры и внесете в нее все запланированные изменения, проведите его теперь в компании («внешнее тестирование»). В нашем случае — одна мини-группа тестирует результаты другой мини-группы. По возможности, посетите дополнительно с тестовой сессией другой класс или группу.


4.2 Внешнее тестирование

Смысл внешнего тестирования (иначе его называют «тестирование вслепую» — от англ. blindtesting) состоит в том, чтобы выявить не замеченные вами недостатки вашей игры. Для него тоже существуют определенные правила и рекомендации. Познакомьте с ними ваших учеников или воспитанников и попробуйте применить.

Самокритика дается нелегко, но обсуждение вашего творения с другими может и вовсе нанести удар по самолюбию. Все же, принявшись за создание настольной игры, рассматривайте внешнюю критику позитивно. Она совершенно необходима для хорошего результата.

Прежде всего, определите цель внешнего тестирования — например, для принятия решения о том, что надо бы добавить в игру или убрать, или проверки понятности правил и самого игрового процесса, или оценки привлекательности художественного оформления, или того, насколько игра познавательна, и т.д. — это зависит от вас.

Для внешнего тестирования вначале пригласите людей, которых вы знаете. Хотя они, вероятно, будут не совсем объективными и скорее благожелательными, нежели полезными в качестве критиков, с ними вам будет проще впервые апробировать процедуру и вопросы для тестирования. Затем протестируйте игру с ее целевой аудиторией. Обратная связь с этой группой будет особенно значимой. Процедура внешнего тестирования для обеих групп (знакомых и незнакомых вам людей) одинакова.

Заблаговременно подготовьте все элементы игры во избежание дополнительных препятствий при тестировании. Ваши гости вряд ли будут заранее знакомы с процедурой, и эта неопределенность может иметь негативный эффект. Создайте им комфортные условия, чтобы они могли сосредоточиться на игре, а вы получили качественную обратную связь.

При тестировании дистанцируйте себя от игры. Убедите гостей, что вы тестируете игру, а не их самих, и просто хотите игру улучшить. Всегда подчеркивайте: вы всего лишь наблюдатель и находитесь здесь ради получения всей и любой критики.

Предоставьте тестирующим только ту информацию, которая им понадобится для игры, безо всяких излишеств и рассказов о ваших творческих муках. Вам нужен свежий взгляд.

А теперь — время играть! Вы сидите поодаль от тестирующих и стараетесь не вмешиваться. Принимайте во внимание язык жестов.

В идеале, вы наблюдаете за тем, как тестирующие играют, и записываете ваши наблюдения. Получают ли они удовольствие от игры? Какие правила им непонятны? Обращайте внимание на расстановку фишек на игровом поле. Если один игрок постоянно находится впереди остальных, вероятно, он воспользовался каким-то несправедливым преимуществом.

Ориентируясь по ситуации, предложите гостям порассуждать вслух и объяснять, почему они делают тот или иной выбор. Если это невозможно, попросите их записывать свои мысли по мере прохождения игры. Полезно даже сделать видеозапись и проанализировать ее после тестирования.

Когда игра завершится, задайте тестирующим несколько вопросов. Заранее их обдумайте и подготовьте опросную форму, благодаря чему вы получите типовые наборы данных, пригодные для выявления тенденций. Если у вас возникли спонтанные вопросы, приберегите их, пока тестирующие не дадут письменные ответы.

В опросной форме не используйте специальных терминов, которые могут быть знакомы только вам и вашей команде, без простых описательных пояснений. Каждый вопрос, предлагающий выбор одного или нескольких вариантов ответа, должен включать пространство для письменных пояснений или собственных вариантов. Сосредоточьтесь на вопросах, напрямую связанных с целями тестирования. Избегайте вопросов, ответы на которые, скорее всего, будут и так очевидны вам в ходе наблюдения за игроками.

Например, вместо «Запутались ли вы в правилах игры?» спросите «Для чего в игре нужно такое-то поле? Пожалуйста, опишите».

Другой пример: «Что именно вам не понравилось в игре?». Включите несколько вопросов, характеризующих профиль игрока, например «В какие игры вы играли в прошлом месяце?», что даст вам контекст.
После тестирования объедините данные всех опросных форм, пока не анализируя и не делая каких-либо выводов, с целью определения тенденций. Например, вы заметили во время тестирования, что один человек оценил игру как слишком легкую. Но думает ли так же большинство остальных? Если они, наоборот, считают игру слишком трудной, то «слишком легко» не является тенденцией и основанием для принятия вами решений об изменении игры.

Собрав все данные воедино, не забудьте о них! Они могут включать что угодно — от характеристики эмоционального состояния игрока до количества неправильных ходов. Все это должно помочь вам сделать выводы и продумать дальнейшие шаги по улучшению игры. Если вы получили малорезультативные данные, то надо будет пересмотреть структуру тестирования и опросной формы к следующему разу.

Обсудите в вашей группе или классе, какие изменения вы внесли после самотестирования и что изменили, основываясь на тестировании игры другими? От того, насколько много «прогонов» вы выполнили сами и насколько разные люди тестировали игру, зависит ее итоговое качество. У разных людей разные подходы к игре, они могут заметить такие недостатки, которые вы сами могли упустить. Чем больше людей протестирует вашу игру, тем больше возможностей будет для выявления в ней недочетов и слабых мест, которые потом потребуется исправить.

Важно добиться так называемого «игрового баланса». При идеальном балансе не существует очевидной выигрышной стратегии или стратегии, дающей кому-то неоспоримые преимущества задолго до окончания игры.


 Часть 3. Изготовление прототипов настольной игры      Часть 5. Правила настольной игры