2.1 Выбор темы
2.2 Деление на мини-группы
2.3 Игра-пример
2.4 Изучение темы


2.1 Выбор темы

Теперь, когда вы познакомились с базовыми знаниями о настольных играх, начните непосредственную подготовку к совместному изготовлению обучающей настольной игры с вашими учениками или воспитанниками. Определите дидактические цели занятий (см. «Дидактические цели курса»), а затем подумайте о теме игры. Здесь фактически нет ограничений, кроме здравого смысла. Выбирайте любую полезную для ваших занятий тему, которую можно представить в виде процесса, подверженного изменениям под влиянием умышленных или спонтанных внешних и внутренних воздействий.

Учтите, что в будущей игре желательно наличие элементов, зависящих от игрока (они станут основой для построения стратегий) и не зависящих (случайные события, призванные уравновешивать возможности и достижения игроков и сохранять интерес всех участников до конца игры). Случайные события могут быть благоприятными и неблагоприятными: например, прошел дождь и рост цветов ускорился, или град побил цветы, и им необходимо время на восстановление. Рассмотрите выбранную тему или несколько тем с учетом этих требований и скорректируйте в случае несоответствия.

Тема, сеттинг, «сцена» игры мгновенно создает «эффект погружения», углубляет игровой опыт участников. Благодаря ей игра «приобретает смысл». Если тема выражена удачно, то игра становится понятнее, легче для освоения.


2.2 Деление на мини-группы

Первое задание, которое вы дадите детям — поиграть в настольную игру-пример. Позвольте им уже на этом этапе ощутить персональную ответственность за выполняемые действия. Поделите вашу группу или класс на мини-группы, от 2 до 6 человек в каждой. Одна мини-группа будет отвечать за создание одной настольной игры.

Каждый участник мини-группы должен выбрать основную роль, которую он будет выполнять на протяжении всей программы занятий. Обычно, для создания настольной игры достаточно разработчика (дизайнера) и художника. В учебной ситуации можно добавить роли писателя и геймера (эксперта по играм).

Назначение ролей, конечно же, не запрещает ребятам друг другу помогать, более того, по большей части им придется выполнять задания и вести обсуждения совместно. Выбор ими роли покажет вам, как участники видят себя в атмосфере творения игры, желают ли они продемонстрировать или, наоборот, скрыть свои таланты; поможет формировать и уточнять персонализированные задания для них, если с работой в мини-группе возникнут проблемы.

Художник будет отвечать за оформление игрового поля, карточек, книги правил, иных деталей. Его функциональная нагрузка приходится в большей степени на завершающий этап создания игры. Понятно, что любители рисовать, ученики и выпускники художественной школы отлично подходят для роли.

Писателей отыскать посложнее, особенно среди малышей. Вполне вероятно, что эту роль мини-группа будет выполнять коллективно, а при работе с дошкольниками и вовсе вы сами. Писатель формулирует правила игры в письменном виде после того, как группа их обсудит, сочиняет подписи и пояснения к клеткам игрового поля и карточкам, формулирует подсказки контекстной помощи на игровом поле.

Геймер, или эксперт по играм, это ребенок, который не только любит игры (практически все дети любят), необязательно настольные, но и хорошо в них разбирается. Наконец-то отстающие ученики и ленивые воспитанники получат шанс на признание! Обратите их игровые пристрастия на пользу умственному развитию. Геймер может оценивать, интересна ли создаваемая игра, и придумывать способы ее улучшения. Дайте понять, что у настольных игр много общего с компьютерными и консольными играми. Можно перенимать у них сюжетные приемы, обозначения и назначения ресурсов, виды испытаний, категории героев. Пусть геймер станет источником полезных советов, конструктивной критики и экспертной информации об играх.

Разработчик-универсал, или дизайнер игры (в английском языке разработчик игры называется game designer). Ему можно поручить определение и корректировку механик, ключевых элементов будущей игры, общее руководство процессом, налаживание коммуникации между всеми участниками мини-группы.

Поделившись на мини-группы, при выполнении уже первого своего задания дети начнут «примерять» свои роли и пытаться анализировать и запоминать соответствующие элементы игры-примера.

2.3 Игра-пример

Не все из нас могут назвать себя творческими гениями. Иногда перед серьезным и незнакомым делом бывает полезно изучить имеющиеся достижения.

До начала занятий, подыщите в книжном или детском магазине, библиотеке или, может быть, дома, одну или несколько игр, которые в наибольшей степени кажутся вам интересными, подходящими по теме и (или), особенно, по используемым механикам.

Дайте детям в них поиграть, и пусть эти примеры станут основой для игр, придуманных и воплощенных ребятами под вашим руководством. Самый короткий и простой путь к новой игре — иметь перед глазами образец. Дополнительно, можно попросить детей принести с собой их любимые настольные игры. Пусть одна из них тоже послужит образцом.

Это элементарное с виду упражнение обязательно завершается дискуссией, поэтому с аспектами обсуждения познакомьте ребят сразу же при объяснении задания. Рассмотрим примерные вопросы.
Каким образом правила игры контролируют ее и формируют ваш опыт игрока: что разрешают, запрещают, какие возможности, роли, инструменты предоставляют участникам?
Какие штрафы и наказания и для каких случаев применяются? Кто или что помогает игроку или, наоборот, препятствует его движению к цели?
Каковы ключевые цели и действия самой игры? Что за мир в целом создан ею? Насколько в ней важна удача и насколько — умения игрока?
Сколько должно быть игроков? Важно ли это и почему?
Каковы цели играющих? Какие действия они могут предпринимать? Определен ли порядок действий?
Есть ли скрытая информация и если да, то от кого она скрыта?
Сколько раз за свой ход играющий должен делать выбор, и на сколько ходов вперед он может строить планы? Каковы элементы случайности в игре и какое влияние они оказывают?
Что не понравилось в игре? Была ли она скучной и почему?
Что думают об игре другие участники мини-группы? Если она им, наоборот, понравилась, то чем?


2.4 Изучение темы

При создании настольной игры необходимо изучить либо заранее хорошо понимать тему, которой она посвящена, будь то история родного края или основы термодинамики. Главным экспертом будете вы сами, но детям об этом знать необязательно.

С выбранной темой им следует познакомиться на основе релевантных, одобренных вами источников. Детям надо будет внимательно прочесть или просмотреть полезные для освоения темы игры материалы. Поскольку они при этом полагают, что участвуют в игровом процессе, вам легче их убедить — именно в этой книжке «зарыто сокровище», т. е. ответы на вопросы про содержание их будущей игры. Таким образом вы подмените не всегда приятную цель (подготовка к урокам) чем-то на первый взгляд более интересным. Дети, хотя бы, начнут читать.

Хорошими источниками информации послужат энциклопедии, путеводители, научно-популярная и художественная литература. В Интернете это могут быть надежные научно-популярные и справочные ресурсы, доступные для детей по уровню развития или специально им адресованные. «Википедия» пригодится только для старта, ею нельзя ограничиваться ввиду неполноты и краткости сведений. Если применимо, используйте для вдохновения документальные и художественные фильмы, телесериалы.

Подберите источники заранее. Попутно, можно использовать это задание как повод улучшить навыки информационного поиска у ребят, договорившись с сотрудником школьной или детской библиотеки о специальном занятии, где их научат формулировать поисковые запросы для каталога или поисковой системы Интернета, оценивать качество содержания и оформления книги, ориентироваться в ее справочном аппарате. Для дошкольников можно организовать «первое серьезное знакомство с книгой».

Изучение темы на примере сказки. Читаем или просматриваем сказку. По ходу чтения делаем пометки и отвечаем на вопросы:
Какие герои есть в сказке? Хорошие, плохие, нейтральные?
Каких героев мы выбираем для игры?
Для этих героев отмечаем благоприятные, неблагоприятные и нейтральные события.
Чем заканчивается сказка? Будет ли такое же окончание у нашей игры? Придумываем цель игры.


 Часть 2. Подготовка к созданию настольной игры      Часть 3. Изготовление прототипов настольной игры