Практика использования учебных игр в обучении

Библиографическое описание

Практика использования учебных игр в обучении / Ахметов Н. К., Жаксыбаев М. Ж., Нурахметова А. Р., Сагимбаева А. Е. // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №2. – С. 63–67. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/praktika-ispolzovaniya-uchebnyh-igr-v-obuchenii.

Ключевые слова:

игровое обучение, активизация, учебный процесс, моделирование.

Реферат

Рассматривается применение учебных игр в преподавании фундаментальных наук в высшей школе. Трудности применения связаны с выделением основных тем, узловых вопросов изучаемого предмета, определения их особенностей, благодаря которым необходимо создавать игры или моделирования. Перечислены методические требования и правила, использование которых позволит более успешно применять в обучении игры и моделирование.

Преподаватель, создающий учебную игру для преподавания фундаментальных естественнонаучных дисциплин (физика, химия, математика, биология и др.), должен соблюдать ряд условий. Прежде всего, они касаются содержания учебной дисциплины и применяемой для ее изучения технологии обучения.

Первое, при подготовке учебной игры следует выделить основные темы, узловые вопросы изучаемого предмета, их особенности, на основе которых будут создаваться игры или моделирования. Такими особенностями могут быть изучаемые однотипные свойства отдельных составляющих изучаемого предмета, сопоставление которых можно проводить в игровой форме. Или же игры и моделирования могут создаваться для усвоения различного рода систематизаций, классификаций и схем.

Второе, необходимо составить правила игры.

Авторы приводят в пример игру по учебной дисциплине «Химический качественный анализ».

Далее, они выделяют методические требования к применению учебных игр и моделирования в учебном процессе:

  • установление педагогической меры использования учебных игр на занятиях;
  • применение наиболее эффективных моделей игр и моделирования;
  • моделируемые в игре ситуации должны быть максимально близки к учебной действительности;
  • соответствующий эмоциональный фон — учащиеся должны быть психологически готовы к работе в атмосфере взаимодействия и соревнования в условиях коллектива;
  • содержание и правила игр и моделирований должны быть отражены в учебно-методической литературе для учащихся;
  • игры и моделирования должны соответствовать уровню учебной подготовленности учащихся, содействовать их интеллектуальному росту.

Авторы приводят ряд дополнительных требований к учебной игре, имеющих несколько большую практическую и методическую направленность. Они отмечают особую важность обсуждения игры после того, как учащиеся завершили ее прохождение, для оценки ее эффективности.

На основе опросов и анкетирования авторы рассмотрели отношение учащихся к применению игр и моделирования в обучении.