Букатов, В. М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе

Библиографическое описание

Букатов, В. М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 11, т. 1. – С. 279–288. – Режим доступа.

Ключевые слова:

эдьютейнмент, протоэдьютейнмент, интерактивность, образовательные технологии, обучение, драма/герменевтика, социо/игровая педагогика, режиссура урока.

Реферат

Рассматривается содержание термина «эдьютейнмент», история его становления и развития. Данный термин образован слиянием английских слов entertainment (развлечение) education (обучение). По мнению автора статьи, термин употребляется в основном для обозначения неких дерзких (с точки зрения общепризнанных устоев образования) инициатив, поисков и экспериментов, связанных с изменением привычных форм образования, путем неожиданного сопряжения их с приемами развлечения, и с выяснением образовательной результативности, которая может быть получена в ходе подобных неординарных скрещиваний.

Процесс становления и развития эдьютейнмента делится на два этапа — «протоэдьютейнмент» и «собственно эдьютейнмент».
В рамках первого этапа подходы, общедидактические требования к процессу обучения остается практически неизменным, а «развлечение» становится лишь «катализатором», применяемым, чтобы добиться прилежания учеников и лучшего усвоения материала. Автор приводит примеры проявления «протоэдьютейнмента» в работах Я. А. Коменского, образовательных мультфильмах, развлекательно-образовательных телепрограммах, бизнес-образовании.

Автор отмечает трансформацию эдьютейнмента, произошедшую благодаря его внедрению в сферу образования для взрослых, способствуя развитию идеи непрерывного образования, и послужившую все большей его популяризации. Эдьютейнмент стал все чаще представлять собой мероприятие культурного характера (экскурсия, фестиваль, туристический слет и др.), в которое органично включаются образовательная и деловая части. Такой подход заметно повышает эффективность образования, несмотря на несоблюдение ряда общедидактических требований к осуществлению процесса обучения. Так на рубеже XX–XXI столетий начался этап «собственно эдьютейнмента». Яркие его примеры — различные образовательные игры, такие как «Форум-театр» (поиск выхода из сложных жизненных ситуаций, осуществляемый в театрализованной форме), «Аквариум», применяемые в европейских системах образования взрослых.

Одна из образовательных особенностей «собственно эдьютейнмента» — непредсказуемость конечного результата.

В. М. Букатов отмечает, что «обучение через развлечение» является характеристикой «протоэдьютейнмента», в то время как «собственно эдьютейнменту» соответствует другое инновационное понятие «интерактивность», появившееся в отечественном образовании в начале XXI века. Происхождение данного термина связано с английским словом interaction — взаимодействие. Автор отмечает, что не следует сводить интерактивность только к компьютерным технологиям. Он выделяет пять показателей интерактивности как образовательной технологии: движение; выбор или непредсказуемость конечного результата; ролевая раскладка (включая этап игровой рефлексии); порционность или пошаговость; малые группы. В. М. Букатов особо подчеркивает, что одновременное наличие всех пяти показателей в той или иной разновидности обучения необязательно, чаще всего достаточно двух. Эти показатели комплексно перекликаются с «золотыми правилами» социо/игровой «драма/герменевтики», а драма/герменевтическая «режиссура урока», в свою очередь, является одной из популярных версий интерактивных технологий обучения. Данная технология пригодна для применения в рамках классно-урочной системы обучения детей.

В противовес требованиям академической дидактики, подобная режиссура урока реабилитирует бессознательные механизмы обучения, что является технологической «изюминкой» предлагаемых «эдьютейнментом» учебных инноваций.

Современный эдьютейнмент преобразует «обучение» и «развлечение» в новую дидактическую целостность, определяющую новаторскую дидактическую реальность, применимую даже в условиях обычной школы. В эдьютейнменте обнаруживаются существенные, уникальные и эффективные образовательные потенциалы. Например, он позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их личностный темпо/ритм, непредсказуемость конечного результата, то есть все то, что приводит обучающихся к получению истинного удовольствия от самого процесса обучения. Реабилитация в деятельности обучающихся на уроке неосознаваемых механизмов, мотивов и установок обучения обеспечивают прочную и долгосрочную результативность.